В Троицк на метро
Первые четыре станции Троицкой линии уже принимают пассажиров
Московское метро продолжает развиваться и адаптироваться к потребностям современного мегаполиса, а метростроители остаются на передовой этого процесса. Каждый новый проект — это еще один шаг к улучшению качества жизни в столице.
В сентябре в Москве открыт первый участок Троицкой линии столичного метрополитена общей протяженностью 8,3 километра со станциями «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Новая линия обозначается на схеме изумрудным цветом и числом 16.
Торжественная церемония открытия прошла с участием президента России Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина в формате видеосвязи из концертного зала «Зарядье».
После завершения строительства 43-километровая Троицкая линия метро с 17 станциями пройдет через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы. Ее маршрут протянется от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца (МЦК) до города Троицка в Новой Москве. Новый радиус станет одним из наиболее протяженных в московском метро и самым большим за пределами МКАД. По прогнозу, пассажиропоток на вход после полного запуска составит минимум 300 тысяч пассажиров в день.
Ну а пока двери для пассажиров распахнули первые четыре станции. Как рассказал Сергей Собянин, рядом с ними находятся крупные вузы, научные и медицинские учреждения, другие важные объекты.
Ввод первого участка Троицкой линии улучшил транспортное обслуживание миллиона москвичей. Из них 800 тысяч жителей районов Обручевский, Коньково, Теплый Стан, Проспект Вернадского, Ломоносовский и Коммунарка (поселение Мосрентген) получили метро в пешей доступности.
Сегодня в зоне ответственности холдинга «Мосинжпроект» находятся девять станций на Троицкой линии. Наряду с уже открывшимися — «Корниловская» и расположенные на центральном участке — «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская». Запуск движения по ним станет следующим этапом развития нового радиуса.
Новаторской стала не только «Новаторская»
Впрочем, московское метро — это не только транспортная система, а настоящий архитектурный шедевр, где каждая станция рассказывает свою уникальную историю. По уже сложившейся традиции оформлению пассажирских зон, включая платформы, вестибюли и эскалаторные галереи, в Москве уделяется особое внимание. Все проекты разрабатывают индивидуально, с участием ведущих архитекторов из лучших проектных институтов.
Результат — каждая новая станция столичной подземки становится уникальным произведением искусства, созданным с учетом особенностей местности и потребностей горожан. Архитекторы стремятся сделать дизайн не только функциональным, но и эстетически привлекательным, что создает атмосферу, в которой пассажиры чувствуют себя комфортно и безопасно.
При разработке дизайна станций Троицкой линии специалисты постарались учесть историю районов, в которые пришло метро.
■ «Новаторская». Расположена на границе районов Обручевский (Юго-Западный административный округ) и Проспект Вернадского (Западный административный округ), вдоль Ленинского проспекта у пересечения с улицами Удальцова и Новаторов, по которой и получила название.
Связана пересадкой с одноименной станцией Большой кольцевой линии. За ней расположены оборотные тупики для ночного отстоя и оборота составов.
Художественное оформление «Новаторской» перекликается с дизайном станции «тезки» Большой кольцевой линии. Здесь использованы такие же яркие цвета, например оранжевый. Его применили в отделке путевых стен и потолка. Как отмечают архитекторы, в дизайне станции отражена тема московских окон — их символизируют светодиодные светильники в кессонах оранжевого цвета.
■ «Университет дружбы народов». Находится на границе районов Обручевский и Коньково (Юго-Западный административный округ), вблизи Российского университета дружбы народов, у пересечения улицы Миклухо-Маклая и улицы Академика Опарина.
Тема оформления станции связана с многообразием народов, культур и международным сотрудничеством. Этому посвящены два крупных мозаичных панно из художественного стекла — над эскалатором и в переходе, ведущем к вестибюлю. На первом изображены студенты из разных стран на фоне солнца, символизирующем свет знаний. Композиция в пешеходном переходе посвящена городам, ставшим образовательными центрами мира.
На платформе преобладают светло-зеленые и светло-синие оттенки, гармонично дополняет облик архитектурное освещение. Светильники в кессонах на потолке придают платформе динамичность, присущую скоростному транспорту.
■ «Генерала Тюленева». Расположена в районе Теплый Стан (Юго-Западный административный округ), вблизи пересечения улиц Теплый Стан и Генерала Тюленева.
Ключевые элементы оформления станции отсылают к боевому пути героического полководца, полного Георгиевского кавалера и Героя Советского Союза Ивана Владимировича Тюленева.
Во время Первой мировой войны Иван Тюленев сражался в рядах драгунского полка. В 1940 году был произведен в генералы армии. В июне 1941-го командовал Московским военным округом, в первые три месяца войны — Южным фронтом, до конца войны — Закавказским военным округом и Закавказским фронтом.
Над эскалаторами, ведущими на платформу, расположено декоративное панно размером 8 на 2,4 метра с портретным изображением Тюленева, а также значимыми вехами исторического пути России в ХХ веке. Композиция объединена сквозной темой — преемственностью Вооруженных сил в разные этапы отечественной истории. Она выполнена в технике нанесения черно-белой ультрафиолетовой печати на стеклянную поверхность.
Основой архитектурного оформления платформы стал образ георгиевской ленты. Путевая стена по направлению из центра города облицована треугольными панелями оранжевых оттенков. Их сочетание с черными полосами на полу, потолке и стенах отсылает к орденской ленте.
■ «Тютчевская». Расположена в районе Коммунарка (Новомосковский автономный округ), рядом с поселком Мосрентген, у внешней стороны МКАДа. Находится недалеко от усадьбы Троицкое, которая в XIX веке принадлежала отцу великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Отсюда и название станции.
Для этого объекта архитекторы выбрали оформление в стиле эстетики экспрессионизма, для которого характерна подчеркнутая эмоциональная выразительность. Контраст достигается сочетанием стекла и металла с поверхностями из природного камня. Стены и потолок платформенного участка отделаны алюминиевыми панелями. На путевых стенах можно прочесть строки из произведений поэта. Впервые в столичном метростроении колонны отделали стеклом, привнеся в дизайн воздушность. За стеклом видны трубы, внутри которых проложены кабели. Это напоминает пассажирам, что метро — технически сложное сооружение.
Технологии, качество и безопасность
Большое внимание специалисты уделяют не только внешнему виду, но и внутреннему наполнению станций. Использование современных материалов и технологий позволяет создавать комфортные условия для пассажиров и обеспечивает их безопасность. Освещение, навигация и даже звуковое оформление разрабатываются с учетом потребностей людей. И, безусловно, первый участок Троицкой линии метро оснащен самым современным оборудованием.
Например, общая длина уложенных сетей и коммуникаций на пусковом участке новой Троицкой линии составляет около 3,3 тысячи километров. Это сопоставимо с расстоянием от Москвы до Новосибирска. Специалисты смонтировали около 94 км трубопроводов, 22,5 км воздуховодов, а также установили свыше 92 тысяч единиц основного и вспомогательного инженерного оборудования. Для маломобильных пассажиров на четырех станциях установлено 11 лифтов.
Рублево-Архангельский вектор развития подземки
Другая важная для города новая линия метро — Рублево-Архангельская, ряд участков которой уже находятся в активном строительстве. Это станции «Звенигородская», «Народное Ополчение» с пересадкой на одноименную станцию Большого кольца метро, «Бульвар Генерала Карбышева», а также «Рублево-Архангельское» на территории соответствующего района за МКАД.
Здесь на ряде участков ведется тоннелепроходка: уже пройдены два тоннеля перегона между станциями «Народное Ополчение» и «Звенигородская», от «Звенигородской» к ранее запущенной и действовавшей в составе БКЛ «Шелепихе» начал строительство тоннеля ТПМК «София», готовятся площадки для старта и финиша щитов на других участках. На строящейся станции «Бульвар Генерала Карбышева» ведется разработка котлована для демонтажно-щитовой камеры, которая примет два тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК).
Как сообщил руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы Василий Десятков, камера будет расположена на глубине 16 метров и предназначена для приема комплексов «Натали» и «Виктория».
«Щиты диаметром по шесть метров каждый работают на проходке левого и правого тоннелей между будущими станциями «Народное Ополчение» и «Бульвар Генерала Карбышева». Это важный этап в строительстве, требующий значительных усилий.
Для создания камеры необходима выемка 11 тысяч кубометров грунта. Работы проводятся с использованием грейферов, экскаваторов и кранов, которые обеспечивают укрепление стенок котлована.
«После выхода и демонтажа щитов в месте соединения перегонных тоннелей и станционного комплекса «Бульвар Генерала Карбышева» будут устроены основные монолитные конструкции сбойки», — пояснил Сергей Жуков.
Строительство станции метро «Бульвар Генерала Карбышева» осуществляется на улице Маршала Тухачевского, в районе пересечения с бульваром Генерала Карбышева и улицей Генерала Глаголева. Это стратегически важное место, которое обеспечит удобный доступ жителей к метро.
Сейчас расстояние от будущей станции до ближайшей действующей станции «Народное Ополчение» составляет более километра, а до станции «Октябрьское Поле» — около двух километров.
Рублево-Архангельская линия метро станет важной артерией, связывающей активно развивающуюся территорию в Рублево-Архангельском с Большой кольцевой линией и «Москва-Сити».
Не только стройка, но и реконструкция
Одновременно со строительством новых направлений в столице идет работа по модернизации и усовершенствованию уже существующей инфраструктуры. Так, станция «Каширская», открытая в 1969 году как часть Замоскворецкой, а позже и Каховской линии, после реконструкции функционирует в составе Большой кольцевой линии. Вместе со станциями «Каховская» и «Варшавская» она была интегрирована в новую структуру метро и открылась заново для пассажиров 1 марта 2023 года. Сегодня ведутся работы по реконструкции ее восточного вестибюля, строители приступили к установке современных инженерных систем — идет монтаж отопительных приборов, включая инфракрасные обогреватели и индивидуальный тепловой пункт.
Автоматическая система вентиляции уже готова более чем на треть — приток свежего воздуха обеспечат 68 вентиляторов. Для повышения безопасности пассажиров и сотрудников установлены колонны экстренного вызова и терминалы связи, а также основное серверное оборудование для систем видеонаблюдения и оповещения. Ведется монтаж видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры, что позволит обеспечить надежный контроль за ситуацией на станции.
Как подчеркнул Сергей Жуков, после завершения реконструкции восточный вестибюль будет значительно лучше оснащен инженерным оборудованием. Все новые системы будут взаимно интегрированы с существующими системами БКЛ, при этом акцент делается на использование отечественных комплектующих.
Свое место заняли противодымные вентиляторы, завершается монтаж воздуховодов. Предстоит установка систем газового и порошкового пожаротушения. Параллельно продолжается работа по монтажу систем водоснабжения и канализации, а также укладке кабелей. «Каширская» имеет кросс-платформенную конструкцию и служит пересадочным узлом между Большой кольцевой и Замоскворецкой линиями. На время реконструкции доступ для пассажиров осуществляется через западный вестибюль, что позволяет сохранять уровень комфорта для пользователей метро.
А что еще на Большом кольце метро?
Несмотря на то что движение по всем станциям Большой кольцевой линии московского метро уже открыто для пассажиров, продолжается создание ряда пересадочных комплексов.
Так, полностью завершены монолитные работы на пересадочном узле между станциями «Авиамоторная» Калининской и Большой кольцевой линий. Для его создания было использовано более 3,7 тысячи кубических метров бетона. Активно продвигаются работы по устройству внутренних перегородок и архитектурной отделке.
В пассажирской зоне укладывают гранитный пол, а в подходных коридорах и нижнем эскалаторном зале монтируют водозащитные декоративные алюминиевые панели. На верхнем уровне эскалаторного зала завершается установка реечного алюминиевого потолка и облицовка стен мрамором. Создание объекта уже на финишной прямой.
Продолжается монтаж оборудования и инженерных систем, включая противопожарные, энергоснабжение, освещение, водопровод, вентиляцию. Специалисты готовят эскалаторы к обкатке и грузовым испытаниям.
Фото: АО «Мосинжпроект»
Реклама. АО «Мосинжпроект»
Источник: www.mk.ru
Комментарии закрыты.