Московский модерн Федора Лорие: как неповторимый почерк и безупречное качество стали визитной карточкой российского ювелира

0

Московский модерн Федора Лорие: как неповторимый почерк и безупречное качество стали визитной карточкой российского ювелира

Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, — какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в новом просветительском проекте Департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».

Компания «Лорие», прославившаяся на всю страну изысканными изделиями из серебра и хрусталя, была открыта в Москве в 1871 году. Семейный бизнес основал родоначальник российской ветви династии ювелиров Антон-Ажиль Лорие, переехавший в Москву из Франкфурта-на-Майне. Во второй половине XIX – начале XX века немецкие мастера, к тому моменту уже хорошо владевшие химической технологией создания эмалей, оказывали большое влияние на развитие русского ювелирного искусства, а их изделия были популярны в высших кругах общества.

В 1888 году дело отца унаследовал Федор Лорие. Свой путь он начал как «ювелирных дел менеджер». Всего через три года Федор Антонович открыл фирменный магазин на Кузнецком мосту — улице с самыми дорогими торговыми заведениями. Для этой цели Лорие арендовал помещение на первом этаже Доходного дома Московского купеческого общества. К слову, чтобы получить такое, нужно было обладать не просто хорошей, а безупречной репутацией.

Компания Лорие выпускала бриллиантовые, золотые, а также серебряные изделия высокой пробы в стиле «московский модерн». Под руководством Федора Антоновича в ее состав вошли эмальерная мастерская и цех гильоширования — техники тонкой гравировки металла. Ирисы, лилии, древнеегипетские орнаменты, а также эмали с сюжетами из русских сказаний, украшавшие сложную серебряную чеканку, стали узнаваемым почерком бренда. В ассортименте продукции было много изделий из хрусталя — его поставляли из города Гусь-Мальцевский Владимирской губернии, а затем обрамляли серебром, создавая изящные графины и другую посуду.

К концу 1890-х годов фирма Лорие была преобразована в холдинг. Туда вошли две фабрики и две мастерские, в том числе главного партнера Федора Антоновича — ювелира Георгия Черятова. Головная компания сохраняла финансовый контроль, обеспечивала предприятия металлами, эмалями и драгоценными камнями, а также занималась работой с заказчиками. Мастера могли спокойно творить, зная, что их изделия найдут покупателей.

В числе клиентов выдающегося ювелира были высшие чины страны. В 1896 году его компании был поручен важный госзаказ по изготовлению специального знака на коронацию императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В переписке с управляющим Коронационной комиссии Федор Антонович отмечал: «Все старания будут мною применены к безукоризненному исполнению заказа».

Еще одним признанием заслуг предпринимателя стала серебряная медаль, которую Лорие получил на Первой Международной художественно-промышленной выставке изделий из металла и камня, состоявшейся под покровительством великой княгини Елизаветы Маврикиевны в 1903–1904 годах в Санкт-Петербурге.

Когда Лорие решил отойти от дел, сотрудники вручили ему бювар — художественно оформленную папку для хранения бумаг, изготовленную Георгием Черятовым, с такими словами: «Мы, служащие Ваши, не можем не высказать Вам своего глубокого сожаления и не выразить нашей горячей искренней благодарности и русского спасибо за Ваше хорошее и гуманное к нам отношение». Сейчас этот прощальный подарок хранится в Государственном историческом музее.

История Федора Лорие — наглядный пример объединения управленческого таланта и тонкого художественного вкуса, а также образец по-настоящему плодотворного сотрудничества с высокопрофессиональными ремесленниками. Ориентация на безупречное качество продукции в сочетании с ее эстетическим совершенством помогла предпринимателю оставить заметный след в истории русского ювелирного искусства.

Источник: vm.ru

Комментарии закрыты.