На «Карельский» павильон ВДНХ вернули деревянные скульптуры

3

Реставрация павильона заняла около полутора лет

В Москве продолжается реставрация павильонов Выставки достижений народного хозяйства. Под конец теплого сезона реставраторы установили на фронтон павильона «Советская печать» (изначально построенного для Карело-Финской ССР) его главное украшение — деревянные скульптуры, восстановленные в специализированных мастерских. Резной деревянный фронтон павильона в этом году также был полностью отреставрирован — мастера работали без демонтажа конструкции.

На «Карельский» павильон ВДНХ вернули деревянные скульптуры

Проведенные работы по ряду параметров оказались беспрецедентными в мировой практике. Дело в том, что деревянные скульптуры такого размера, расположенные на открытом воздухе, — вещь, прямо скажем, нестандартная. А мастерам-реставраторам удалось не просто восстановить их, но и не прибегать при этом к масштабному «протезированию» и докомпоновке. Свыше 90% объема скульптур — подлинные, те самые, что установили на фронтон в 1954 году.

— Деревянная скульптура — мужчина, женщина, сосенки и птички — была вывезена в мастерские, чтобы с соблюдением температурно-влажностного режима проводить работы с особой тщательностью и вниманием, — рассказала главный архитектор-реставратор выставки Елена Максимова. — Резной фронтон, замечу, демонтажу не подлежал в интересах сохранения подлинности. В процессе работ были выполнены дополнительные исследования состава дерева; мы провели несколько научно-методических советов, в результате которых уточнялась методика работ. И было принято решение, что мастики, докомпоновка на двухкомпонентных клеях не будет применяться: эти материалы могут образовать на дереве волосяные трещины, которые будут задерживать влагу, а это может привести к утрате предмета охраны.

По словам Максимовой, большие трещины в дереве специалисты в основном сохранили: дерево — это живой материал, и трещины помогают компенсировать изменения температуры и влажности. Правда, часть трещин все-таки проклеили специальными материалами для реставрационных работ по дереву. Подобрать методики и материалы помогли коллеги с Русского Севера.

— Круглая деревянная скульптура уникальна, по ней практика отсутствует, — подчеркнула архитектор. — Но в научно-методических советах приняли участие специалисты из Карелии, с Соловков, они занимаются сохранением деревянной архитектуры. Были взяты за основу методики работы с большими деревянными деталями декора северных изб, резными наличниками.

С деревянного декора смыли и счистили многочисленные слои лакокрасочного покрытия, нанесенные за советские и постсоветские годы. Именно они придавали знаменитым скульптурам и фронтону темно-красный цвет. Сейчас вместо них дерево обработано специальными маслами, защищающими от ультрафиолета, — обработку нужно будет профилактически повторять раз в 3–5 лет, но зато новое покрытие увеличивает долголетие памятника.

— Мы уверены, что скульптуры прослужат на данном павильоне еще минимум 20–30 лет, до очередной реставрации, — отметил заместитель директора выставки, курирующий вопросы ремонта и строительства, Александр Тарасов.

По его словам, в высокой степени готовности кроме «Карелии» находятся еще несколько павильонов. Номер 8 — «Юные натуралисты» — уже в стадии пусконаладочных работ и будет открыт в этом году. А номер шесть — «Абхазия» — начнет действовать в следующем.

— В высокой степени готовности находится также 518-й павильон — кафе «Лето», — добавил Тарасов. — Он один из немногих имеет, как и «Карелия», элементы резного декора на фронтонах. Всего таких павильонов на выставке три, помимо упомянутых деревом отделан павильон номер 30 — «Биотехнологии», где сейчас размещен музей.

В области реставрации павильонов ВДНХ — а программа действует уже десять лет и близка к завершению — разработана своего рода технология. Она соблюдена и в случае «Карелии»: там демонтированы поздние элементы, возведенные в 70–90-х годах прошлого века, отреставрированы фасады. «Внутри, конечно, не ведется никакого нового строительства, лишь реставрация и приспособление к современному использованию, — отметила Елена Максимова. — Подводятся наружные инженерные сети. Частично демонтирована и восстановлена деструктированная штукатурка, но максимум возможного сохраняется. Встраиваются небольшие объемы под административные помещения и санузлы, необходимые для выставочных павильонов по современным стандартам. Но восприятие общего объема остается неизменным».

Над реставрацией павильона, одного из самых заметных на площади у фонтана «Дружба народов», работали 100–130 человек, не считая реставраторов в мастерских. Всего цикл реставрации павильона сейчас занимает около полутора лет — часть времени занимает оформление проектов и конкурсная процедура. При реставрации пользуются архивными чертежами, фотографиями выставки и историческими технологиями.

Источник: www.mk.ru

Комментарии закрыты.